Как рассказал «Профилю» футуролог, председатель совета директоров ГК «Русские инвестиции» Кирилл Игнатьев, новое отношение к гаджетам будет выстраиваться по мере развития шеринговой экономики. «Бизнес-модель шеринга создает спрос на вещи стандартизированные, усредненные и долго живущие, – объясняет он. – В ближайшие годы уменьшится количество выпускаемых гаджетов, но увеличится объем поставляемых для них запчастей. Например, мы вернемся к смартфонам со сменными аккумуляторами. Заодно произойдет цифровизация рынка ремонтных услуг, создание агрегаторов и онлайн-помощников для обслуживания техники».
По словам Игнатьева, шеринг будет тормозить темпы внедрения новинок, но, с другой стороны, их будет подстегивать противоположный тренд – кастомизация потребительских товаров. «Параллельно с рынком эконом-гаджетов для шеринга формируется рынок товаров премиум-класса с персонализированным дизайном и прогрессивными характеристиками. В итоге пользование самой передовой техникой станет уделом немногих. Бренды смогут продать меньше товаров, но каждый из них будет стоить дороже. Это вопрос перестройки компаний, достижения рентабельности в новых реалиях. Те, кто сопротивляется этому тренду, идут против ветра».
Тем не менее проблему электронного мусора до конца решить не удастся. «Если экстраполировать текущие процессы в будущее, то к середине века ИТ-инфраструктура, вероятнее всего, станет главным потребителем энергии на планете, а также наиболее массовым источником отходов и загрязнений. В этой сфере предстоит долгий поиск решений», – резюмирует футуролог.